суббота, 22 марта 2008 г.

На велосипеде от Каира до Кейптауна

За два года Евгений Рафаловский побывал в Африке дважды. В начале 2005-го ему и его напарнице Светлане Павлюк удалось первыми из наших соотечественников совершить восхождение на три самые высокие вершины Черного континента. А недавно Рафаловский удачно завершил не менее рискованное предприятие, проехав на велосипеде через всю Африку с севера на юг — от Каира до Кейптауна.

Путешествие первое: Три вершины за семь тортов

С 17 января по 8 марта 2005 года был осуществлен научно-познавательный экспедиционный проект под названием «Познавая Восточную Африку». Участники проекта Евгений Рафаловский и Светлана Павлюк поднялись на три самые высокие вершины Африки (этот факт был отмечен дипломом Книги рекордов Украины): Килиманджаро (пик Ухуру — 5895 м), гору Кения (пик Ленана — 4986 м, наивысшая точка горы, пик Бастиан — 5199 м доступен только профессиональным альпинистам) и Рувензори (пик Маргерита — 5109 м). На всех трех вершинах был поднят украинский флаг.

— Все началось со спора с лучшим другом о том, что на Килиманджаро можно подняться, не имея опыта восхождений на высокие горы и без помощи турфирм, — рассказывает Евгений. — В итоге друг мне проспорил, а я попал в Книгу рекордов Украины. Причем спорили мы на семь тортов...

— Хорошенькое дело: поспорили, и сразу — другой континент осваивать?


— Ну что вы! На подготовку ушло несколько лет, и только потом я отправился в первое путешествие по трем наивысшим горам Африки. Причем не один: в процессе подготовки «нашлась» единомышленница — Светлана Павлюк. Света — аспирантка исторического факультета Киевского университета им. Т.Шевченко. Ранее принимала участие в археологических экспедициях в Каневе и Судакской крепости. Как «дикая» туристка побывала в Карпатах и горном Крыму. Посчитала, что этого опыта ей хватит и для «штурма» Африки.

— Названные вами горы находятся в глубине континента. Как вы туда добирались?

— Сначала долетели до Египта — это самый дешевый перелет из Киева в Африку. Затем на «общественном» транспорте, автостопом или просто пешком вышли к заветному «треугольнику» — Кения, Танзания, Уганда. На территории этих стран расположены самые большие африканские горы — Кения, Килиманджаро и Рувензори соответственно. Добирались в основном по местам вполне цивилизованным, где стиль современной жизни постепенно вытесняет пресловутую «экзотику». Впрочем, бывали и забавные случаи: уже в Кении, когда ехали в матату (некое подобие наших маршруток), на нас, как на пришельцев из космоса, уставился местный малыш. Пришлось его маме объяснять сынишке, что эти двое — никакие не мутанты, а обыкновенные «мзунгу» — белые люди, и что в мире, оказывается, есть и такие «экземпляры»...

— Первой покоренной вершиной стала...

— ...Кения. Первой и самой сложной. Все-таки к тому времени мы к африканской действительности еще окончательно не адаптировались. Испытали и сложность похода через тропический лес, и резкий перепад температур в горных районах.

На полпути к вершине у меня проявились симптомы горной болезни («горняшки»), когда испытываешь по всему телу ощущение бегающих мурашек и покалывание (как будто ногу пересидел). Идти становилось все тяжелее, к тому же стала нарушаться координация шагов. Так промучился всю ночь. На утро самочувствие значительно улучшилось.

Ближе к вершине Кении мы встретили группу украинских туристов — шесть человек из Днепропетровска. Они прибыли в Африку по турпутевке и собирались за 12 дней подняться на Кению и Килиманджаро. Вид у них был очень уставший. То ли решили сэкономить на носильщиках, то ли фирма им такая попалась, но все свое они тянули на себе: продукты, кастрюли, примусы и даже гитару.

Европейские и американские туристы, а их там предостаточно, так не путешествуют. У них целый штат носильщиков, которые несут поклажу и еду. Причем запас провианта впечатлял: мясо, рис, вермишель, хлеб, шоколад, печенье, десятки лотков с яйцами — и это далеко не весь перечень.

— А какое меню было у вас?

— В горах мы со своей «Мивиной» и кашей быстрого приготовления вызывали жалость даже у носильщиков...

— Блюда местной кухни удалось попробовать?

— На равнине покупали еду у местных жителей — особенно из рыбы и морепродуктов. Все было сытно, вкусно и, что немаловажно, не вызывало никаких неприятных последствий. Но однажды я все же «попал», когда мы согласились разделить трапезу с радушными жителями деревеньки в Танзании: все ели из «общего котла», причем руками... Потом тошнило, болели живот и голова. Случилось это за день до того, как мы собрались подниматься на вулкан Меру (4500 м). Но даже несмотря на самочувствие, я забрался на вершину, хотя было, конечно, очень тяжело... А воду мы поначалу кипятили, потом эта проблема исчезла — в горах было много хороших источников.

— Что-то, кроме горных вершин, удалось посмотреть?

— Помимо восхождений, мы посетили довольно много интересных мест: побывали у пирамид в Египте, в Кении — на озере Найваша, увидели кратер Лонгонот, в Танзании посетили острова Занзибар и Бонгоя, кратер Нгоронгоро и озеро Маньяра. В Уганде мы побывали у истоков Нила, на Лунных горах и озере Эдвард.

Путешествие второе: Масаи, криминал и карта без Украины

Проект «На велосипедах от Каира до Кейптауна» был осуществлен с 28 января по 19 апреля 2006 г. Стартовали два участника — Евгений Рафаловский и Александр Любенко, однако до конечного пункта доехал только Рафаловский, Любенко из Замбии был вынужден вернуться в Украину. Протяженность маршрута составила около 12 000 км. Путешественники проехали по таким странам, как Египет, Кения, Танзания, Замбия, Зимбабве, Намибия и ЮАР. Экспедиция охватила наиболее интересные и яркие природно-географические зоны Африканского континента: пустыни Сахара и Калахари, Великий африканский разлом с системой кратеров, вулканов и озер, саванны, речные системы Белого и Голубого Нила, великие африканские озера, Замбези с водопадом Виктория, реки Лимпопо, Оранжевая, Эфиопское нагорье, горы Кения, Мучинга и Драконовы.

— Удачно завершив первую экспедицию, я заболел идеей посетить Африку еще раз, — продолжает Евгений. — И мне это удалось год спустя. На этот раз возникла идея пересечь континент с севера на юг на велосипеде. И в данном предприятии у меня нашелся единомышленник — киевлянин Александр Любенко. Готовились к поездке недолго — время поджимало: нужно было завершить путешествие до того, как в Африке начнется сезон дождей.

Как и в прошлый раз, путешествие мы начали с Египта, затем путь пролег через Кению. В этой стране мы немножко отклонились от маршрута, ненадолго заехав в масайскую степь.

Тамошние жители заслуживают особого рассказа. Масаи живут очень бедно, и единственное их богатство — скот. Впрочем, крупного рогатого скота сейчас мало, так как в Африке четвертый год длится засуха. Помогает выживать разведение коз — эти животные более приспособлены к подобным условиям.

Прибыв на место, мы целенаправленно искали одного мужчину и его сына, с которыми я познакомился во время первого путешествия. Найдя их, остановились в мбоме — глиняном доме масаи, в котором из «мебели» только подстилка из кожи на полу. Масаи изо всех сил стараются сохранить свою самобытность, в то время как другие племена Кении постепенно «европеизируются».

Впрочем, самобытность — это еще и неплохой способ заработать. Некоторые масаи стоят возле трасс и за деньги фотографируются с желающими. Также специально строятся бутафорские мбомы, куда возят туристов, — получается что-то наподобие нашего музея под открытым небом «Пирогово».

Масаи не знают ни радио, ни телевидения, живут в общине, главой которой является старейшина. Кстати, именно он и определяет, за кого на следующих выборах проголосует селение, его слово — закон.

Интересно, что при полнейшей бедности в общинах нет беспризорных детей, хотя сирот там предостаточно — многие родители умирают от СПИДа. Такого ребенка берут на воспитание родственники или соседи, так что мои рассказы о беспризорниках в Украине вызвали у африканцев недоумение, мол, такая богатая страна, а о детях никто не заботится.

Завершая свой вояж в масайскую степь, мы решили подняться на Алдони Масаи («гора Бога»). Это действующий вулкан, последнее сильное извержение которого было в 1960-х годах. Масаи верят, что на горе живут боги, поэтому если ты сумел подняться на вершину и спуститься, они будут к тебе благосклонны. Наверное, их защита помогла мне в дальнейшем.

Говорю «мне», потому как вскоре Александра Любенко срочно вызвали на работу (по мобилке сумели «достать» человека и в Африке), и ему не оставалось ничего иного, как брать курс на ближайший аэропорт (дело было в Замбии). Я же продолжил путь по намеченному маршруту — на мыс Доброй Надежды.

— А вы не думали вместе с Александром отправиться домой? Остаться одному в Африке, по-моему, страшновато.

— Конечно, вдвоем было бы легче. Но, с другой стороны, когда один, то делаешь все, что хочешь. К тому же отношение, когда ехал один, ко мне было другое. Люди более снисходительны и добры. Например, одна компания взяла с собой в путешествие на вертолете над водопадом Замбези. Двоих бы вряд ли пригласили.

Да и полицейские помогали. Был момент, когда уже в ЮАР, где передвижение на велосипедах по автобанам запрещено, полицейские не пускали меня на дорогу, грозили штрафом. Но когда я рассказывал о своем путешествии, о том, кто я и откуда, они разрешили ехать дальше.

— А что вам говорили люди, которых вы встречали? Они называли вас героем или сумасшедшим?

— Всякое приходилось слышать... Встречали мы в дороге одного немца, который немного говорит по-русски. Это было в Замбии. А затем я на него случайно натолкнулся в Намибии, он удивленно воскликнул: «О! Ты еще жив?!»

— Вы проехали по разным государствам, какие из них вам особо запомнились?

— Весьма удивила Намибия. Эта страна по площади примерно как Украина, а население ее составляет всего полтора миллиона. С одной стороны — пустыня Намиб, с другой — Калахари, а посередине живут люди. Причем довольно неплохо, так как в стране добывают алмазы. Это бывшая колония Германии, поэтому в Намибии до сих пор живут немцы. Очень развитая страна, да и уровень жизни там высокий. Городского транспорта в столице государства Виндхуке нет — каждый работодатель обязуется довести сотрудника на работу и домой.

Потрясает красотой Великий африканский разлом: он тянется через всю Восточную Африку — это зона действующих вулканов, великих озер, очень красивых гор.

В Кении я побывал дважды — во время первой и второй экспедиций. Это красивая страна, но весьма опасная: местное население настроено к белокожим агрессивно. Белого считают мешком с деньгами, так что если путешествовать там, нужно быть готовым к постоянным приставаниям местных — по поводу и без повода. Меня как-то один абориген уговаривал «подарить ему маленькую машинку», причем был при этом весьма настойчив. Кения — страна достаточно криминальная, поэтому в сумерки на улицу лучше не выходить. Даже в центре столицы Найроби на вас могут напасть и ограбить.

— С вами подобное случалось?

— На меня было совершено нападение на реке Замбези, когда я уже путешествовал один. С ножами и дубинами на меня бросились несколько чернокожих, отобрали велосипед, и только благодаря хорошей физической форме мне удалось от них убежать. Я сразу обратился в полицию, и уже через 40 минут велосипед вернули.

— Как вы общались с африканцами?

— С племенами, живущими в тамошней «глубинке», — преимущественно на языке жестов. В крупных же городах большинство населения владеет английским. В последнем случае проблема была не в их английском, а в моем. Поначалу, когда мы путешествовали вдвоем, все переговоры вел неплохо владеющий английским Александр Любенко. А вот когда я остался один, пришлось вспоминать школьные уроки иностранного и как-то выкручиваться.

— Путешествие по Африке «дикарем» — дорогое удовольствие?

— У нас получилось по 2500 долларов на человека (перелет, проживание, питание, визы). Согласитесь, вполне щадящая «смета». За такие деньги в наших турагентствах не найдешь и недельного тура в Африку, я же «прокатался» там целых 77 дней.

— Как удалось уложиться в столь скромный бюджет?

— Жили дикарями, в палатке, порой недоедали. Иногда останавливались в хостелах. Экономили и на остальном. Например, в Танзании очень дешевая еда — большая порция риса с рыбой или мясом плюс салат стоит 1 долл., а самое дорогое сырое мясо — 3 долл. за килограмм. Бананов же на доллар можно было купить штук 50.

— Сами готовили еду?

— Да, у нас была небольшая керосинка, на которой мы варили рис, картошку, мясо.

— Чего-то экзотического отведали?


— Конечно. В основном это были фрукты, о которых до этого я даже не слышал.

— А как вам удавалось справляться с сугубо бытовыми проблемами? Помыться, побриться...

— В Танзании и Кении сделать это не всегда удавалось, пришлось даже побриться налысо, чтобы не особо ухаживать за шевелюрой. А там, где есть цивилизация, все намного проще: на заправках, в хостелах — все условия для соблюдения личной гигиены.

— Знают ли в Африке, что такое Украина?


— Вообще да. Общаясь во время восхождения на гору Кения на смеси суахили, английского и украинского, я установил, что некоторые гиды кое-что знают о нашей стране прежде всего благодаря братьям Кличко и Андрею Шевченко.

Хотя были и комичные случаи. Когда мы в Замбии пытались получить местную визу, там нашу страну не обнаружили ни в списке существующих государств, ни на карте мира (примерно 20-летней давности). Пограничники не хотели нас пускать. И только благодаря тому, что в списках въезжающих они обнаружили одну туристку из Украины, с большими сомнениями нам все же выдали визы.

— У вас было весьма насыщенное путешествие, и все же рискну спросить: что впечатлило больше всего?

— Наверное, день, когда я искупался в двух океанах. В ЮАР на мысе Доброй Надежды я от побережья Атлантического океана добрался к Индийскому. Вода была холодной — градусов 11, но я искупался и в одном океане, и в другом...

— По вам видно, что уже сейчас разрабатываете новые планы...

— Не без этого. Интересно было бы посетить Америку и Азию, а в Африке хотел бы пожить с местными племенами. Еще хочу помочь местным детям — они нуждаются даже в самом необходимом. Попробую создать фонд, а если не получится, то справлюсь своими силами — не впервой...

Интервью с Евгением Рафаловским: Татьяна КАРГОВА
Полный отчет о путешествии.

Комментариев нет: